Содержание
Познавательное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности как один из основных принципов дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО, образовательная программа дошкольной организации должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
В познавательном развитии дошкольников ФГОС ДО выделяет следующие целевые ориентиры:
- Умение использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач
- Умение устанавливать причинно-следственные связи
- Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
- Способность осуществлять анализ объектов и синтез как составление целого из частей
Виды деятельности, способствующие познавательному развитию дошкольников
Познавательное развитие дошкольников происходит в различных видах детской деятельности:
Игровая деятельность
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В процессе игры дети приобретают новые знания об окружающем мире, развивают познавательные способности, учатся решать проблемные ситуации. Особенно эффективны для познавательного развития дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Познавательно-исследовательская деятельность
Детское экспериментирование, опыты, наблюдения за объектами и явлениями окружающего мира способствуют формированию познавательных интересов и познавательных действий. В процессе исследовательской деятельности дети учатся выдвигать гипотезы, искать доказательства, делать выводы.
Конструирование
Конструктивная деятельность развивает пространственное мышление, умение планировать и анализировать. Дети учатся воплощать свои замыслы, придумывать новые конструкции, экспериментировать с различными материалами.
Изобразительная деятельность
Рисование, лепка, аппликация способствуют познанию свойств различных материалов, развитию воображения, креативности. Дети учатся выражать свои впечатления об окружающем мире в художественных образах.
Методы и приемы формирования познавательных интересов и действий
Для формирования познавательных интересов и действий дошкольников педагоги используют различные методы и приемы:
- Проблемные ситуации и вопросы, стимулирующие поисковую активность детей
- Экспериментирование, опыты, наблюдения
- Моделирование, использование схем, символов, знаков
- Решение логических задач, головоломок, ребусов
- Игровые обучающие ситуации
- Проектная деятельность
- Коллекционирование
- Путешествия по карте, во времени
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Важным условием познавательного развития дошкольников является создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Она должна обеспечивать:
- Возможность самостоятельного познания и исследования окружающего мира
- Наличие материалов и оборудования для детского экспериментирования
- Возможность использования разных способов познания (наблюдение, измерение, сравнение и др.)
- Доступность развивающих игр, конструкторов, дидактических пособий
- Возможность трансформации пространства в зависимости от познавательных задач
Взаимодействие с семьями воспитанников
Эффективное познавательное развитие дошкольников невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. Важно вовлекать родителей в образовательную деятельность, информировать их о способах поддержки детской познавательной активности в домашних условиях.
Формы взаимодействия с родителями по вопросам познавательного развития детей:
- Консультации, семинары, мастер-классы
- Совместные детско-родительские проекты
- Выставки семейных коллекций
- Создание познавательно-игровой среды дома
- Совместные экскурсии, наблюдения в природе
Таким образом, формирование познавательных интересов и действий ребенка осуществляется комплексно в различных видах детской деятельности при активном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников. Это позволяет обеспечить полноценное познавательное развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.